Японский стиль

Если окинуть взглядом нашу современную российскую повседневность, то сразу станет заметным — в ней довольно много японского: японские рестораны, икебана в каждой витрине, новомодная японская проза и поэзия, боевые искусства, не говоря уже о японской технике, от фена до автомобиля. Актуально стало также и искусство дизайна интерьера страны восходящего солнца. Почему такая далекая Япония так тесно связана в наших мыслях с пониманием прекрасного?

Японские жилые помещения представляют собой изысканные и своеобразные «миры» как в древности, так и вплоть до наших дней. Для них характерна утонченность, геометрическая гармония, просторность. Убранство помещений было единым, однако отражало и индивидуальный вкус хозяев. Покой и отречение от всего мирского как нельзя лучше осуществлялись в стенах этих построек, которые до сих пор восхищают западного человека. Метод строительства японских домов с их ясной логикой, функциональностью, ясным оформлением пространства и аристократическим пуританством стал образцом современного строительства жилых домов.

Современный японский интерьер четко разделен на две зоны: внешнюю, «уличную» (здесь ходят в обуви), и внутреннюю, где ходят босиком или в таби — японских носках с отделением для большого пальца. Отдельные комнаты изолируются друг от друга циновками строго определенных размеров. Также зонирование здесь осуществляется с помощью излюбленных на Востоке ширм и фусуми (раздвижные японские двери-перегородки толщиной около 2 и шириной около 90 см). По высоте фусуми гораздо ниже наших дверей — всего 180 см.

Внутренняя зона включает в себя чайную комнату, гостиную, спальню и кухню. Во внешней остаются холл — «дворик», прихожая и санузел. Во внутренней зоне пол дощатый, в «уличной», как и положено, каменный (камни, керамическая плитка, керамогранит). Такое деление не случайно. Основная идея в том, чтобы создать «дворик», объединяющий отдельные павильоны (зачастую комнаты в квартирах самостоятельные, представляют не связанные между собой пространства). Входя в квартиру, вы словно оказываетесь внутри японского сада со всеми его атрибутами: каменными фонарями, чайным домиком, деревьями, камнями и т. д. Для японцев сад при доме значит очень много. Даже в больших городах вроде Токио, где плотность застройки невероятно высока, семья, если имеет хоть клочок земли, обязательно посадит на нем маленькое дерево и поставит каменный фонарь.

Санузел в квартире должен располагаться во внешней зоне, так сказать, «на улице». Переход из спальни в туалет — только по камням. Санузел принято оборудовать в отдаленном, но живописном уголке сада, дабы окружающая красота могла как-то сгладить прозаичное назначение строения.

У японцев в доме почти отсутствуют декоративные и художественные изделия. Поэтому небольшие жилые комнаты казались пустыми и строгими. Помещения украшали только обшивка стен и потолка светлыми породами древесины и нежная расцветка раздвижных перегородок и деталей стен. Гармония внутренних помещений достигалась благодаря применению толстых циновок для пола и всего нескольким, но изысканным изделиям мебели. Формы мебели обусловливались особыми обстоятельствами. Толстые циновки, использующиеся в японских квартирах для покрытия полов, были настолько мягкими, что даже каблуки оставляли отпечатки (японцы, заходя в дом, всегда снимают обувь), поэтому необходимо было создавать легкие изделия мебели, ножки которых не вдавливались бы в покрытие пола. В японском жилище вообще мало мебели, но зато она была прекрасно оформлена и радовала глаз прекрасной металлической фурнитурой, красочностью и изящной лаковой отделкой.

Так как японцы отдыхали на циновках, сидя на коленях или на корточках, то они почти не пользовались мебелью для сидения, а ели, писали, рисовали или пили чай, сидя на корточках. Только знать и высшее духовенство в определенных случаях пользовались креслами, которые напоминали современные складные стулья со скамеечкой для ног. Японцы не пользовались кроватью; они спали, в основном, на татами с красивым узором, на которую клали тонкий, набитый хлопком матрац. Вместо подушки, как и древние египтяне, они использовали деревянную подставку для головы, с крутящимся цилиндром, часто сплетенным из тростника. Около ложа стоял бумажный фонарь с реечным каркасом. Столам также не придавалось такого значения, как у нас. Для определенной работы, например для письма, японцы использовали удлиненный, высотой 20—40 см лаковый столик с выдвижными ящиками; другой формой стола был лаковый сервировочный столик.

Татами — соломенный мат толщиной 5 см, обтянутый тканым полотнищем из тростника игуса. На нем сидят и спят. Татами имеет размер 180×90 см. Японцы до сих пор считают площадь не квадратными метрами, а татами. «Комната в 6 татами» — такую фразу можно услышать и в современном Токио.
Японские шкафы больших размеров, а также сундуки, которые выставлены в некоторых европейских музеях, изготавливались только для экспорта на Запад, в Японии они не были распространены. Там можно было встретить лишь маленькие комоды с беспорядочно расположенными выдвижными ящичками, из легких светлых пород древесины, с металлической фурнитурой.

Место больших шкафов заняли две или три ниши в стене, одна из них — пустая, с приподнятым полом — играла важную роль в полной условностей жизни японского дома. В торжественных случаях это пространство украшалось свитками, вазами для цветов и бронзовыми статуэтками святых. Ниши на одной или обеих сторонах выполняли функцию встроенных шкафов. По своему оформлению ниши эти были весьма разнообразны: с раздвижными дверками и открытыми живописно располагавшимися полками. В этих нишах японцы хранили свой гардероб, предметы первой необходимости и немногочисленные постельные принадлежности.

Также в японских квартирах было очень много маленьких лаковых шкафчиков-ларчиков или шкатулок для письменных и туалетных принадлежностей, игрушек. В сундуках из камфорного дерева в Японии традиционно хранят одежду. Это дерево передает ткани свой необычный запах (мало похожий на запах нашего камфорного масла). Более того, находясь в сундуке, вещи проходят бактерицидную обработку, что очень важно в случае, если одежду (например, дорогие расшитые кимоно) редко стирают. К тому же камфора препятствует размножению различных насекомых. Эти изящные изделия японской обстановки были украшены толстыми шелковыми шнурами с кистями; гравированная и позолоченная бронзовая фурнитура подчеркивала их декоративность. Некоторые лаковые шкафчики имеют необычную конструкцию.

Свои немногочисленные изделия мебели японцы изготавливали с большим мастерством. Неправильные, асимметричные комбинации отдельных элементов и ритмичное их повторение — характерные свойства японской мебели. Характерна и изящная, основанная на естественных формах, иногда стилизованная, почти натуралистическая орнаментика. Если китайское искусство столетиями оказывало сильное влияние на прикладное искусство Европы, то японские изделия появились в Европе только в конце XIX в. неожиданно и привлекли всеобщее внимание. В 1861 г. изолированная до тех пор Япония вступила в торговые отношения с европейскими странами и наводнила их своими замечательными товарами. Японское прикладное искусство превосходило не только художественное ремесло других азиатских стран, но и плодотворно влияло на него и даже на европейское искусство.

Удивительный вкус, продуманность и завершенность даже мельчайших деталей, единство формы, материала и отделки отличают японский интерьер, который гармонично вписывается в рамки легких архитектурных форм. За каждой вещью здесь стоит гораздо большее, чем голая функция, — стоит некий особый национальный дух, атмосфера, мироощущение, в конце концов, философия. И все это многие века остается для нас загадкой, тем самым привлекая и маня к себе еще больше. Если же вы просто «помещаете» экзотические предметы в инородную среду, то они могут поблекнуть, заснуть. От них останется лишь форма, а восточный дух, ради которого мы их приобретаем, улетучится.